Уральский ювелирный центр | Огранка драгоценных камней | Это интересно! УЮЦ
Контактный телефон: 8 (343) 227-05-01,
8 (343) 227-05-02, 8 (922) 035-18-70
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Крестинского 53 Б, 5 этаж
E-mail: info@ujcenter.ru
Это интересно!

Огранка драгоценных камней

Встречающиеся в природе кристаллы редко имеют форму правильных многогранников. Чаще всего их грани развиты неравномерно, имеют трещины, штрихи, наросты, нередки посторонние включения, и очень редко внутренняя красота камня может быть полностью раскрыта без вмешательства рук мастера-гранильщика. Усилению природного очарования ювелирных камней, естественные грани которых далеко не всегда бывают совершенными, способствует придание им определённой формы, последняя часто зависит от оправы, в которую впоследствии должен быть заключен камень.

http://foto.rambler.ru/preview/r/500x500/495fd2c6-fa1e-8137-8446-9c6a7e07bb6bВ древние времена камням почти не пытались придать какую-то искусственную форму, в основном их просто шлифовали, лишь частично раскрывая их цветовые возможности и подбирая оправу, исходя из формы камня. Хорошими примерами таких камней являются «Рубин Черного принца» и «Рубин Тимура» — самые ценные сокровища Британской короны. Наиболее ценились прозрачные октаэдрические кристаллы алмаза с зеркально-гладкими гранями. Такими алмазами, по преданию, была украшена мантия Людовика Святого.

Первое наиболее крупное обобщение «О полировке драгоценных камней», выполненное в Европе Теофилом, относится к 1100 году.

http://www.gems.su/images/diamond_cut_kab.gifВ Индии шлифовали камень о камень, чтобы свести к минимуму потери в массе и размерах. Камню, как правило, придавали форму гладкой линзы, плоские поверхности (фаски) оформляли без определенных правил. Позже такую округлую форму стали называть «кабошон», образованного от латинского «cabo» — голова. «Считалось, что такие камни помогают людям, страдающим близорукостью; это объясняется тем, что прозрачные камни, обработанные в виде полного кабошона, представляют собой вогнутую линзу. Известно, например, что Нерон наблюдал бои гладиаторов через кристалл изумруда». В древности для того, чтобы придать камню округлую форму, камень разрезали при помощи специальной пилы, а затем срезом прикрепляли к так называемой «державке» из дерева. Полученная конструкция использовалась при шлифовке камня. Даже при таком простом способе обработки, как шлифование, можно выделить несколько типов формы кабошонов: двойной (выпуклый), простой и двойной (выпукло-вогнутый).

Этот самый древний способ огранки используется при подготовке камней для ювелирных украшений и в наше время. В современных ювелирных изделиях камни, обработанные кабошоном, применяются в тех случаях, когда художник-ювелир хочет показать цветовую силу камня. Но всё-таки при таком способе огранки камень остаётся «мёртвым», а его богатая игра красок так и остаётся нераскрытой, спрятанной внутри. (К слову, в России до XVIII века преобладали кабошоны. Развитие искусства огранки связано с созданием в 1724 году Петергофской (по указу Петра I) и в 1774 году Екатеринбургской гранильных фабрик).

Пожалуй, первый камнем, который долгое время, вплоть до XV века, не могли обработать из-за его чрезвычайной прочности, был алмаз. «Огранка» алмаза сначала сводилась к шлифовке его естественных граней. Вероятно, шлифовку граней алмаза металлическими дисками с алмазным порошком изобрели в Индии. Индийский гранильщики покрывали камень многочисленными беспорядочными гранями, умело скрывая недостатки или пороки камня, но попыток создать при огранке симметрию не предпринималось. Наивысший расцвет искусства обработки драгоценных камней наступил в 1456 году, когда голландец Людвиг ван Беркем сообщил о преимуществах шлифовки (в том числе алмазов) алмазным порошком — бортом. Но лишь к концу XVI века были созданы очень простые и «правильные» формы огранки алмазов: алмазный наконечник и алмазная таблица.

File:Огранка розой 2.pngFile:Огранка розой 1.pngСо временем появилась более сложная огранка с симметрично расположенными гранями — огранка розой (она представляет собой плоскую базу и полусферу с нанесёнными на неё 24 правильно расположенными треугольными гранями). Изобретение этой формы приписывают кардиналу Мазарини, но вполне вероятно, что такая огранка появилась в Индии и была завезена в Европу венецианскими купцами в XVI веке.

Сейчас розой гранятся только самые мелкие алмазы. Существует шесть или семь видов огранки розой, такие как: голландская роза, антверпенская роза, полуголландская роза, двойная голландская роза и т. д. Их отличие друг от друга — в расположении граней треугольной формы и высоте алмаза от плоской базы.

Для камней вытянутой несимметричной формы используется форма бриолет — на каплевидную форму по всей поверхности наносятся треугольные грани, как и в огранке розой.

Ступенчатая огранка предполагает фаски, расположенные ступеньками, и применяется, как правило, для огранки нижней части камня (смарагд, альмандин), верхнюю же часть шлифуют бриллиантовой огранкой или таблицей (так называемая смешанная огранка, которая применяется при работе с ониксом, сердоликом, гелиотропом, ляпис-лазурью, гематитом и другими непрозрачными камнями).

http://s61.radikal.ru/i173/1003/1a/94611bf1bb38.jpgНо основной формой огранки стала бриллиантовая — двойная усечённая пирамида с плоскими поверхностями по сторонам, сверху и снизу. Считается, что впервые её применил в XVII веке венецианский гранильщик Винченцо Перуцци, это было связано с усовершенствованием примитивного способа огранки таблицей путем спиливания углов. Бриллиантовая огранка появилась в результате многочисленных проб и ошибок гранильщиков, поскольку для получения максимального эффекта необходимо было соблюдать в камне определенные пропорции. Соблюдение этих пропорций и строгого порядка в расположении граней необходимо для достижения того, чтобы поток света, попадая в камень, преломлялся и испускал как можно больше лучей, создавая радужный эффект. Такой вид огранки считается стандартным для алмазов, и именно для алмазов (и других прозрачных камней, например, сапфиров, рубинов, цирконов, гранатов), огранённых этим методом, стали использовать слово «бриллиант». В идеале камень бриллиантовой огранки должен обладать следующими качествами: высокой дисперсией света («игрой»); значительным преломлением; отсутствием внутренней окраски (это касается лишь алмазов). Впоследствии для сохранения большего веса и объёма камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: Звезда Кэра, так называемый старый американский бриллиант, английский бриллиант, огранка юбилейная и другие. Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней стандартно, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются формы маркиз (или челнок) и панделок (или каплевидная огранка).

http://studio-gold.ru/d/166298/d/cut_14.jpgКруглые бриллианты наиболее популярны и дороги, возможно, благодаря их непревзойдённой «игре» и большему возврату белого света к наблюдателю, чем в других огранках.

Круглая огранка устанавливает стандарты для других форм и составляет более 75% всех проданных на сегодняшний день бриллиантов. Эта 57/58-гранная форма состоит из короны (верхняя часть), рундиста (самая широкая часть) и павильона (низ). Для достижения максимальной игры в круглом бриллианте необходимо строго выдерживать определенные пропорции.

Фантазийные формы огранки бриллиантов можно разделить на две группы: клиньевые, по своим пропорциям приближенные к круглому бриллианту (маркиз, груша, овал, сердце, принцесса, радиант и т. д.) и ступенчатые (изумруд, багет и т. д.). Ступенчатая огранка сложена ярусами (ступеньками). У бриллиантов фантазийной клиньевой формы огранки иногда наблюдается эффект «галстука-бабочки». Его появление связано с отклонениями в пропорциях огранки и симметрии камня. Этот эффект негативно сказывается на внешнем виде бриллианта, поскольку на площадке появляется крупный темный блик (пятно) в форме «галстука-бабочки».

http://img.dni.ru/binaries/v2_articlepic/226748.jpgМаркиз — клиньевая огранка в форме лодочки. Такие камни часто выбираются женщинами, позиционирующими стиль независимости. Удлинённая форма бриллианта создаёт эффект длинных и узких пальцев.

Огранка восходит к временам Короля Солнца, Луи XIV. По легенде, король, желавший жениться на Маркизе Де Помпадур, приказал создать бриллиант, похожий на улыбку маркизы. Огранка эффектно смотрится в солитерах, а также в окружении маленьких бриллиантов.

Груша представляет собой клиньевую огранку в форме капли. Эти привлекательные бриллианты часто используются в подвесках и серьгах. Многие из наиболее крупных когда-либо найденных камней были огранены в груши. В форме груши гранятся как крупные, так и мелкие бриллианты. Крупный одиночный бриллиант этой формы, закреплённый в кольце, визуально удлиняет пальцы рук. Именно такой бриллиант украшает ожерелье «L'Incomparable», о котором мы писали ранее.

Клиньевую огранку, имеющую контур овала, называют, соответственно, овалом. Чаще эта форма используется для огранки крупных бриллиантов для закрепки в кольца, серьги и подвески. Крупный одиночный бриллиант в форме овала закрепленный в кольце, также визуально удлиняет пальцы рук.

Огранка принцесса имеет квадратную или прямоугольную форму с острыми углами. Она обладает очень хорошей игрой и высокой степенью бриллианции. Эта относительно новая огранка с большим количеством сверкающих граней часто используется в качестве одиночных вставок в кольцах, серьгах и подвесках. В кольцах принцесса часто сопровождается триллиантами по обеим сторонам. Для увеличения игры камня необходимо значительное увеличение глубины павильона до 70-78%. Большинство квадратных и прямоугольных огранок не могут сравниться своей «игрой» с круглым бриллиантом, но принцесса была специально разработана таким образом, чтобы приблизиться по этому параметру к круглой огранке.

При покупке изделия с бриллиантом, огранённым принцессой, необходимо убедиться, что закрепка защищает четыре угла камня, наиболее подверженные сколам.

Изумруд — это ступенчатая прямоугольная огранка с усечёнными углами, имеющая восьмиугольный контур. Бриллиант, огранённый изумрудом, великолепен. Эта огранка обладает меньшей игрой, но более широкими и яркими вспышками света. Утончённая и элегантная, эта форма часто используется в кольцах.

Из-за «открытости» огранки трещинки, низкая цветность и невысокое качество становятся заметны даже невооруженным глазом, поэтому при покупке бриллианта в форме изумруда чрезвычайно важно уделять внимание качеству камня. Изумрудная огранка для бриллиантов не так традиционна, как круглая, и не так модна, как принцесса, благодаря чему её стоимость ниже, чем стоимость других бриллиантов.

В последние годы более популярными становятся бриллианты квадратной изумрудной огранки.

Разновидностью изумрудной огранки является огранка ашер, имеющая форму квадрата и больше ярусов. Предпочтение отдают ашерам с равными длиной и шириной (то отношение не должно превышать 1.1:1).

Радиант совмещает элегантность изумруда с бриллианцией и игрой круглого бриллианта. Это клиньевая огранка квадратной или прямоугольной формы, имеющая восьмиугольный контур. Для достижения большей «игры» камня приходится увеличивать глубину павильона при огранке, что в свою очередь влечёт за собой увеличение массы камня. Огранка в форме радианта чаще используется при работе с одиночными крупными камнями. Эта форма способна улучшить оттенок бриллиантов фантазийных цветов.

Сердце — клиньевая форма огранки, имеющая, как видно из названия, контур сердца. Это, по существу, бриллиант в форме груши, расщеплённый со стороны головки. При покупке такого бриллианта рекомендуют обращать внимание на ровность и четкость очерчивающей линии, поскольку красота данной огранки напрямую зависит от квалификации огранщика. Сердца обычно имеют равные длину и ширину.

Мы рассказали вам об основных способах обработки драгоценных камней, на самом же деле их гораздо больше, и каждый применяется ювелиром в зависимости от стоящих перед ним задач: подчеркнуть внутреннюю окраску камня или продемонстрировать силу его игры и блеска.







27.12.2017

Информационная статья "Юридический путеводитель по ювелирному магазину"

В Вашей жизни ожидается торжественное событие? Вы решили приобрести ювелирное изделие? Несмотря на трудную экономическую ситуацию количество точек продаж ювелирных изделий растет. Какой магазин выбрать? На что обращать внимание при покупке? Какие права есть у покупателя и обязанности у продавца? Об этом и пойдет речь в данной статье

27.12.2017

Информационная статья "Мода и геммология - ювелирные камни в современных украшениях"

Каждый человек по-своему выбирает ювелирные украшения, большинство людей обращает внимание на два фактора: стоимость и внешний вид. Только после того, как покупатель определяется с этими двумя критериями, в расчет начинают приниматься и другие моменты: вид драгоценного металла, драгоценного камня или самоцвета, стиль украшения. Но даже на сегодняшний день многообразие технологий и металлических материалов изготовления ювелирных изделий могут редко поспорить с красотой и эксклюзивностью ювелирных камней в них.

27.12.2017

Учет драгоценных камней в ломбардах в соответствии с "Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней"

Учет драгоценных камней в ломбардах, в соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции их них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (Приказ № 231н МИНФИН РФ от 09.12.2016).

27.12.2017

Особенности хранения драгоценных камней и продукции из них

Хранение драгоценных камней и продукции из них, а также лома и отходов, содержащих драгоценные камни, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность во всех местах хранения, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке.

27.12.2017

Инвентаризация драгоценных камней

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" активы и обязательства подлежат инвентаризации.

27.12.2017

Признаки оригинальных брендовых часов Rolex

Очень часто в последнее время в различные ломбарды стали поступать подделки дорогих брендовых часов Rolеx. К сожалению во многих случаях это привело к не правильному определению стоимости и соответственно к высоким заценкам.

27.12.2017

Взыскание задолженности по кредитному договору с потребителем по исполнительной надписи нотариуса

Роспотребнадзор наконец-то изложил свою позицию по вопросу упрощенного порядка взыскания с физлиц задолженности по кредитному договору во внесудебном порядке, на основании исполнительной надписи нотариуса.

27.12.2017

Следует ли сумму прощенного долга учредителю включать в состав доходов при исчислении налога?

Учредитель (физическое лицо) предоставлял в течение 2 лет организации беспроцентные займы (по мере надобности). Заемщик долг не выплачивал. Сейчас займодавец готов простить долг. Доля учредителя (займодавца) в уставном капитале организации составляет более 50%. Следует ли сумму прощенного долга включать в состав доходов при исчислении налога?

Этот вопрос мы слышим довольно часто от учащихся курса – Руководитель ломбарда – зачастую причиной этого является требование ЦБ о ликвидации ломбарда.

27.12.2017

Законна ли торговля ювелирными изделиями через сеть «Интернет»?

В настоящее время, в нашей стране довольно сильно процветает торговля различными товарами через сеть «Интернет». Это же касается и торговли ювелирными изделиями.

27.12.2017

Реформирование законодательства, регулирующего оборот ДК и ДМ

Реформирование законодательства, регулирующего оборот драгоценных металлов и драгоценных камней: этапы, основные изменения и их влияние на деятельность ювелирных магазинов и ломбардов.

27.12.2017

Заценки в ломбарде: риски, последствия, предупреждение

Довольно часто в деятельности товароведа ломбарда/ скупки мы встречаемся с таким явлением как заценка (ситуация в которой товаровед при приемке изделия в залог неправильно определил пробу, вес изделия металла, неправильно вычислил размер вставки), такие ситуации случаются, как у новичков, так и у сторожил оценки (рассмотрим ситуацию на примере, ломбардов)

27.12.2017

Огранка драгоценных камней

Встречающиеся в природе кристаллы редко имеют форму правильных многогранников. Чаще всего их грани развиты неравномерно, имеют трещины, штрихи, наросты, нередки посторонние включения, и очень редко внутренняя красота камня может быть полностью раскрыта без вмешательства рук мастера-гранильщика.

Яндекс.Метрика