Уральский ювелирный центр | Огранка драгоценных камней | Это интересно! УЮЦ
Контактный телефон: 8 (343) 227-05-01,
8 (343) 227-05-02, 8 (922) 035-18-70
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Крестинского 53 Б, 5 этаж
E-mail: info@ujcenter.ru
Это интересно!

Огранка драгоценных камней

Огранка драгоценных камней

Встречающиеся в природе кристаллы редко имеют форму правильных многогранников. Чаще всего их грани развиты неравномерно, имеют трещины, штрихи, наросты, нередки посторонние включения, и очень редко внутренняя красота камня может быть полностью раскрыта без вмешательства рук мастера-гранильщика. Усилению природного очарования ювелирных камней, естественные грани которых далеко не всегда бывают совершенными, способствует придание им определённой формы, последняя часто зависит от оправы, в которую впоследствии должен быть заключен камень.

http://foto.rambler.ru/preview/r/500x500/495fd2c6-fa1e-8137-8446-9c6a7e07bb6bВ древние времена камням почти не пытались придать какую-то искусственную форму, в основном их просто шлифовали, лишь частично раскрывая их цветовые возможности и подбирая оправу, исходя из формы камня. Хорошими примерами таких камней являются «Рубин Черного принца» и «Рубин Тимура» — самые ценные сокровища Британской короны. Наиболее ценились прозрачные октаэдрические кристаллы алмаза с зеркально-гладкими гранями. Такими алмазами, по преданию, была украшена мантия Людовика Святого.

Первое наиболее крупное обобщение «О полировке драгоценных камней», выполненное в Европе Теофилом, относится к 1100 году.

http://www.gems.su/images/diamond_cut_kab.gifВ Индии шлифовали камень о камень, чтобы свести к минимуму потери в массе и размерах. Камню, как правило, придавали форму гладкой линзы, плоские поверхности (фаски) оформляли без определенных правил. Позже такую округлую форму стали называть «кабошон», образованного от латинского «cabo» — голова. «Считалось, что такие камни помогают людям, страдающим близорукостью; это объясняется тем, что прозрачные камни, обработанные в виде полного кабошона, представляют собой вогнутую линзу. Известно, например, что Нерон наблюдал бои гладиаторов через кристалл изумруда». В древности для того, чтобы придать камню округлую форму, камень разрезали при помощи специальной пилы, а затем срезом прикрепляли к так называемой «державке» из дерева. Полученная конструкция использовалась при шлифовке камня. Даже при таком простом способе обработки, как шлифование, можно выделить несколько типов формы кабошонов: двойной (выпуклый), простой и двойной (выпукло-вогнутый).

Этот самый древний способ огранки используется при подготовке камней для ювелирных украшений и в наше время. В современных ювелирных изделиях камни, обработанные кабошоном, применяются в тех случаях, когда художник-ювелир хочет показать цветовую силу камня. Но всё-таки при таком способе огранки камень остаётся «мёртвым», а его богатая игра красок так и остаётся нераскрытой, спрятанной внутри. (К слову, в России до XVIII века преобладали кабошоны. Развитие искусства огранки связано с созданием в 1724 году Петергофской (по указу Петра I) и в 1774 году Екатеринбургской гранильных фабрик).

Пожалуй, первый камнем, который долгое время, вплоть до XV века, не могли обработать из-за его чрезвычайной прочности, был алмаз. «Огранка» алмаза сначала сводилась к шлифовке его естественных граней. Вероятно, шлифовку граней алмаза металлическими дисками с алмазным порошком изобрели в Индии. Индийский гранильщики покрывали камень многочисленными беспорядочными гранями, умело скрывая недостатки или пороки камня, но попыток создать при огранке симметрию не предпринималось. Наивысший расцвет искусства обработки драгоценных камней наступил в 1456 году, когда голландец Людвиг ван Беркем сообщил о преимуществах шлифовки (в том числе алмазов) алмазным порошком — бортом. Но лишь к концу XVI века были созданы очень простые и «правильные» формы огранки алмазов: алмазный наконечник и алмазная таблица.

File:Огранка розой 2.pngFile:Огранка розой 1.pngСо временем появилась более сложная огранка с симметрично расположенными гранями — огранка розой (она представляет собой плоскую базу и полусферу с нанесёнными на неё 24 правильно расположенными треугольными гранями). Изобретение этой формы приписывают кардиналу Мазарини, но вполне вероятно, что такая огранка появилась в Индии и была завезена в Европу венецианскими купцами в XVI веке.

Сейчас розой гранятся только самые мелкие алмазы. Существует шесть или семь видов огранки розой, такие как: голландская роза, антверпенская роза, полуголландская роза, двойная голландская роза и т. д. Их отличие друг от друга — в расположении граней треугольной формы и высоте алмаза от плоской базы.

Для камней вытянутой несимметричной формы используется форма бриолет — на каплевидную форму по всей поверхности наносятся треугольные грани, как и в огранке розой.

Ступенчатая огранка предполагает фаски, расположенные ступеньками, и применяется, как правило, для огранки нижней части камня (смарагд, альмандин), верхнюю же часть шлифуют бриллиантовой огранкой или таблицей (так называемая смешанная огранка, которая применяется при работе с ониксом, сердоликом, гелиотропом, ляпис-лазурью, гематитом и другими непрозрачными камнями).

http://s61.radikal.ru/i173/1003/1a/94611bf1bb38.jpgНо основной формой огранки стала бриллиантовая — двойная усечённая пирамида с плоскими поверхностями по сторонам, сверху и снизу. Считается, что впервые её применил в XVII веке венецианский гранильщик Винченцо Перуцци, это было связано с усовершенствованием примитивного способа огранки таблицей путем спиливания углов. Бриллиантовая огранка появилась в результате многочисленных проб и ошибок гранильщиков, поскольку для получения максимального эффекта необходимо было соблюдать в камне определенные пропорции. Соблюдение этих пропорций и строгого порядка в расположении граней необходимо для достижения того, чтобы поток света, попадая в камень, преломлялся и испускал как можно больше лучей, создавая радужный эффект. Такой вид огранки считается стандартным для алмазов, и именно для алмазов (и других прозрачных камней, например, сапфиров, рубинов, цирконов, гранатов), огранённых этим методом, стали использовать слово «бриллиант». В идеале камень бриллиантовой огранки должен обладать следующими качествами: высокой дисперсией света («игрой»); значительным преломлением; отсутствием внутренней окраски (это касается лишь алмазов). Впоследствии для сохранения большего веса и объёма камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: Звезда Кэра, так называемый старый американский бриллиант, английский бриллиант, огранка юбилейная и другие. Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней стандартно, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются формы маркиз (или челнок) и панделок (или каплевидная огранка).

http://studio-gold.ru/d/166298/d/cut_14.jpgКруглые бриллианты наиболее популярны и дороги, возможно, благодаря их непревзойдённой «игре» и большему возврату белого света к наблюдателю, чем в других огранках.

Круглая огранка устанавливает стандарты для других форм и составляет более 75% всех проданных на сегодняшний день бриллиантов. Эта 57/58-гранная форма состоит из короны (верхняя часть), рундиста (самая широкая часть) и павильона (низ). Для достижения максимальной игры в круглом бриллианте необходимо строго выдерживать определенные пропорции.

Фантазийные формы огранки бриллиантов можно разделить на две группы: клиньевые, по своим пропорциям приближенные к круглому бриллианту (маркиз, груша, овал, сердце, принцесса, радиант и т. д.) и ступенчатые (изумруд, багет и т. д.). Ступенчатая огранка сложена ярусами (ступеньками). У бриллиантов фантазийной клиньевой формы огранки иногда наблюдается эффект «галстука-бабочки». Его появление связано с отклонениями в пропорциях огранки и симметрии камня. Этот эффект негативно сказывается на внешнем виде бриллианта, поскольку на площадке появляется крупный темный блик (пятно) в форме «галстука-бабочки».

http://img.dni.ru/binaries/v2_articlepic/226748.jpgМаркиз — клиньевая огранка в форме лодочки. Такие камни часто выбираются женщинами, позиционирующими стиль независимости. Удлинённая форма бриллианта создаёт эффект длинных и узких пальцев.

Огранка восходит к временам Короля Солнца, Луи XIV. По легенде, король, желавший жениться на Маркизе Де Помпадур, приказал создать бриллиант, похожий на улыбку маркизы. Огранка эффектно смотрится в солитерах, а также в окружении маленьких бриллиантов.

Груша представляет собой клиньевую огранку в форме капли. Эти привлекательные бриллианты часто используются в подвесках и серьгах. Многие из наиболее крупных когда-либо найденных камней были огранены в груши. В форме груши гранятся как крупные, так и мелкие бриллианты. Крупный одиночный бриллиант этой формы, закреплённый в кольце, визуально удлиняет пальцы рук. Именно такой бриллиант украшает ожерелье «L'Incomparable», о котором мы писали ранее.

Клиньевую огранку, имеющую контур овала, называют, соответственно, овалом. Чаще эта форма используется для огранки крупных бриллиантов для закрепки в кольца, серьги и подвески. Крупный одиночный бриллиант в форме овала закрепленный в кольце, также визуально удлиняет пальцы рук.

Огранка принцесса имеет квадратную или прямоугольную форму с острыми углами. Она обладает очень хорошей игрой и высокой степенью бриллианции. Эта относительно новая огранка с большим количеством сверкающих граней часто используется в качестве одиночных вставок в кольцах, серьгах и подвесках. В кольцах принцесса часто сопровождается триллиантами по обеим сторонам. Для увеличения игры камня необходимо значительное увеличение глубины павильона до 70-78%. Большинство квадратных и прямоугольных огранок не могут сравниться своей «игрой» с круглым бриллиантом, но принцесса была специально разработана таким образом, чтобы приблизиться по этому параметру к круглой огранке.

При покупке изделия с бриллиантом, огранённым принцессой, необходимо убедиться, что закрепка защищает четыре угла камня, наиболее подверженные сколам.

Изумруд — это ступенчатая прямоугольная огранка с усечёнными углами, имеющая восьмиугольный контур. Бриллиант, огранённый изумрудом, великолепен. Эта огранка обладает меньшей игрой, но более широкими и яркими вспышками света. Утончённая и элегантная, эта форма часто используется в кольцах.

Из-за «открытости» огранки трещинки, низкая цветность и невысокое качество становятся заметны даже невооруженным глазом, поэтому при покупке бриллианта в форме изумруда чрезвычайно важно уделять внимание качеству камня. Изумрудная огранка для бриллиантов не так традиционна, как круглая, и не так модна, как принцесса, благодаря чему её стоимость ниже, чем стоимость других бриллиантов.

В последние годы более популярными становятся бриллианты квадратной изумрудной огранки.

Разновидностью изумрудной огранки является огранка ашер, имеющая форму квадрата и больше ярусов. Предпочтение отдают ашерам с равными длиной и шириной (то отношение не должно превышать 1.1:1).

Радиант совмещает элегантность изумруда с бриллианцией и игрой круглого бриллианта. Это клиньевая огранка квадратной или прямоугольной формы, имеющая восьмиугольный контур. Для достижения большей «игры» камня приходится увеличивать глубину павильона при огранке, что в свою очередь влечёт за собой увеличение массы камня. Огранка в форме радианта чаще используется при работе с одиночными крупными камнями. Эта форма способна улучшить оттенок бриллиантов фантазийных цветов.

Сердце — клиньевая форма огранки, имеющая, как видно из названия, контур сердца. Это, по существу, бриллиант в форме груши, расщеплённый со стороны головки. При покупке такого бриллианта рекомендуют обращать внимание на ровность и четкость очерчивающей линии, поскольку красота данной огранки напрямую зависит от квалификации огранщика. Сердца обычно имеют равные длину и ширину.

Мы рассказали вам об основных способах обработки драгоценных камней, на самом же деле их гораздо больше, и каждый применяется ювелиром в зависимости от стоящих перед ним задач: подчеркнуть внутреннюю окраску камня или продемонстрировать силу его игры и блеска.

 







____________

Огранка драгоценных камней

Встречающиеся в природе кристаллы редко имеют форму правильных многогранников. Чаще всего их грани развиты неравномерно, имеют трещины, штрихи, наросты, нередки посторонние включения, и очень редко внутренняя красота камня может быть полностью раскрыта без вмешательства рук мастера-гранильщика.

____________

Фенакит

Название фенакит произошло от древнегреческого слова phaino — показываю, обманываю. Фенакит можно перепутать с алмазом, горным хрусталем, благородным бериллом, топазом. Под воздействием гамма-лучей камень приобретает желтовато-коричневый оттенок. В России освоено производство синтетического фенакита.

____________

Все о морском и культивированном жемчуге

Жемчуг - уникальный природный материал, один из самых популярных самоцветов, используемых в ювелирных украшениях, ювелирный материал органического происхождения, производимый особым видом моллюсков — жемчужницами. Жемчужина есть результат наложения одного слоя перламутра на другой.

____________

Дымчатый кварц

Дымчатый кварц (раухтопаз) - дымчатая разновидность кристаллического кварца от серого до темно-серого и коричневого (но еще не черный), обязательно прозрачный минерал. Дымчатый кварц (раухтопаз) не имеет никакого отношения к топазу.

Яндекс.Метрика