Уральский ювелирный центр | Реформирование законодательства, регулирующего оборот ДК и ДМ. | Новости УЮЦ
Контактный телефон: 8 (343) 227-05-01,
8 (343) 227-05-02, 8 (922) 035-18-70
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Крестинского 53 Б, 5 этаж
E-mail: info@ujcenter.ru
Новости

Реформирование законодательства, регулирующего оборот ДК и ДМ.

Реформирование законодательства, регулирующего оборот драгоценных металлов и драгоценных камней: этапы, основные изменения и их влияние на деятельность ювелирных магазинов и ломбардов.

Период с мая 2015 года по май 2016 года стал значимым в реализации реформ, направленных на существенное обновление Российского законодательства, регулирующего оборот драгоценных металлов и драгоценных камней.

Первый этап реформирования связан с изменением Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26 марта 1998 года (далее – ФЗ № 41-ФЗ от 26.03.1998 г.):

· Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обработку отходов и лома драгоценных металлов (не являющиеся аффинажными организациями), образующихся у них в процессе производства лом и отходы драгоценных металлов (а также нереализованные ювелирные изделия), не вправе получать драгоценные металлы в чистом виде, содержащие 99,5% и более золота, 99,9% и более серебра, платины, палладия, родия, рутения, осмия и 99,8% и более иридия (появление в новой редакции закона требований к качеству очистки извлеченных драгоценных металлов связано с требования предъявляются к качеству очистки драгоценных металлов в стандартных слитках, изготовленных и маркированных российскими аффинажными организациями в соответствии с действующими государственными и отраслевыми стандартами, а также к слиткам иностранного производства, соответствующим международным стандартам качества).

· Изменение претерпело определение «ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней», в соответствии с которым к ювелирным изделиям стали относится изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных установленных проб. К ювелирным изделиям не относятся награды, монеты, прошедшие эмиссию и изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней. Появились иные определения: именник, проба, государственное пробирное клеймо, клеймение, опробование, анализ, лом и отходы драгоценных металлов, обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов.

· Опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов осуществляются на добровольной основе.  Также появился закрытый печень ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов, в отношении которых не осуществляется опробирование и клеймение государственным пробирным клеймом.

· Производители ювелирных изделий имеют право обрабатывать (перерабатывать) образующиеся у них в процессе производства лом и отходы драгоценных металлов (а также нереализованные ювелирные изделия) самостоятельно, без направления их на аффинаж. Самостоятельная переработка лома ювелирных изделий и иных отходов драгоценных металлов, приобретенных у третьих лиц запрещена.

· Лом и отходы драгоценных металлов должны быть направлены в аффинажные организации или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями.

· Перевозка ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может осуществляться без специальных транспортных средств и вооруженной охраны при условии принятия собственником разумных мер для их сохранности.

Второй этап реформирования заключается в разработке и принятии подзаконных правовых актов.

· Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1052  "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями"  - изменился порядок постановки на специальный учет, а также предоставление сведений, вносимых в карту постановки на специальный учет.  В соответствии с новыми правилами для постановки на специальный учет:

-  достаточно предоставить в Государственную инспекцию пробирного надзора заявление в произвольной форме и заполненную карту постановки на специальный учет;

-  юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на специальный учет в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы;

-  срок рассмотрения документов и принятия решения в Государственной инспекции пробирного надзора увеличился с 5 рабочих дней  до 15 календарных дней;

-  уведомление о постановке на специальный учет теперь выдается бессрочно (ранее свидетельство выдавалось на 5 лет);

-  при изменении сведений, содержащихся в карте специального учета, юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 5 рабочих дней представляют в ГИПН заявление о внесении соответствующих изменений в карту специального учета, подписанное руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и карту специального учета, содержащую новые сведения (ранее срок составлял 20 дней и необходимо было предоставить документ, данные в котором изменились).

· Постановление Правительства РФ от 17.10.2015 N 1111 внесены изменения в Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности", изменения предполагают:

-  учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется по наименованию, массе (граммах, каратах) и качеству, а также в стоимостном выражении.

-  учет лома и отходов драгоценных металлов осуществляется по наименованию драгоценных металлов, виду лома и отходов, массе лома и отходов в лигатуре и массе химически чистых драгоценных металлов, а также в стоимостном выражении. Лом ювелирных изделий, кроме того, учитывается и по количеству изделий. Отходы драгоценных камней учитываются по наименованию, массе и в стоимостном выражении (раздел 6 Приказа Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении").

-  инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования (до изменений инвентаризация проводилась 2 раза в год).

-  учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется на бумажных носителях или в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

· Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1355 "Об утверждении Правил осуществления федерального государственного пробирного надзора» - утверждены правила осуществления федерального государственного пробирного надзора. В Правилах указаны цели, предмет и виды осуществления пробирного надзора. Указаны конкретные государственные органы и учреждения, осуществляющие федеральный пробирный надзор и по каждому конкретизированы функции.

· Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1406 внесено изменения в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 - допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном покупателям носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло и многое другое. Поскольку ломбарды имеют право реализовывать невостребованные ювелирные изделия через витрину, то требования Правил распространяется и на них.

Также вступили в силу Постановление Правительства РФ от 21.10.2015 N 1127 "Об утверждении Правил регистрации, изготовления именников, а также постановки и уничтожения их оттисков", Постановление Правительства РФ от 24.10.2015 N 1137 "Об утверждении Правил сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней", Постановление Правительства РФ от 24.10.2015 N 1140 "О мерах по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней", Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1356 "О режиме постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней".

На третьем этапе реформирования появились следующие  нормативно-правовые акты на которые следует обратить внимание:

· Приказом Минфина России от 01.02.2016 N 5н "Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями", которым утверждены новые формы документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

· Постановление Правительства РФ от 06.05.2016 N 394 "Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов", которым должны руководствоваться ювелирные магазины и ломбарды. В рамках указанных правил:

-   утвержден новый перечень проб драгоценных металлов, п Появились новые пробы: 585 платиновая, 916 золотая и 875 золотая (данные пробы являются аналогами проб, входящих в каратную систему, которая действует в США и в Европе, нововведение было необходимо, поскольку при продаже ювелирных изделий иностранных производств клеймение проводилось по аналогичной низшей пробе, имеющейся в Российской Федерации, что снижало стоимость импортных ювелирных изделий при ввозе и создавало неудобство при вывозе).

-   ломбард предоставляет на опробование и клеймение невостребованные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, на которые обращено взыскание в филиал государственного учреждения, в районе деятельности которого они находятся.

-  прием изделий осуществляется при предъявлении ломбардом копии залогового билета.

-  клеймение изделий, принятых от ломбардов осуществляется на основании результатов опробования, а при наличии письменного разрешения залогодателя – на основании результатов анализа.

В целом реформирование проходит последовательно, разработаны и приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие более четкие правила обращения драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации, но разрешены еще далеко не все противоречия, существовавшие до реформирования, так и появившиеся в ходе процесса. Ждем и отслеживаем дальнейшие изменения.


 

Яндекс.Метрика