Уральский ювелирный центр | Информационная статья "Юридический путеводитель по ювелирному магазину" | Новости УЮЦ
Контактный телефон: 8 (343) 227-05-01,
8 (343) 227-05-02, 8 (922) 035-18-70
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Крестинского 53 Б, 5 этаж
E-mail: info@ujcenter.ru
Новости

Информационная статья "Юридический путеводитель по ювелирному магазину"

В Вашей жизни ожидается торжественное событие? Вы решили приобрести ювелирное изделие? Несмотря на трудную экономическую ситуацию количество точек продаж ювелирных изделий растет. Какой магазин выбрать? На что обращать внимание при покупке? Какие права есть у покупателя и обязанности у продавца? Об этом и пойдет речь в данной статье.

 

Потребителю важно знать не только свои права, но и какие обязанности из данных прав вытекают у продавца. Статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, с одной стороны право любого покупателя потребовать предоставления достоверной и необходимой информации о продавце (изготовителе), режиме его работы и реализуемых им товарах, а с другой стороны обязанность самого продавца (изготовителя) довести указанную информацию в наглядной и доступной форме до сведения покупателя при заключении договоров купли-продажи. 

К информации о продавце (изготовителе) статья 9 Закона «О защите прав потребителей» относит:

1) информацию, размещаемую на вывеске: фирменное наименование организации, место нахождения (адрес); режим работы.

Также как «театр начинается с вешалки», так и ювелирный магазин начинается с вывески. Поэтому первое, на что необходимо обращать внимание (контролирующие органы именно так и поступают) - это вывеска магазина и ее соответствие требованиям закона и действительному положению дел в данном магазине.

В статье 11 Закона «О защите прав потребителей» четко указано, что режим работы продавца (исполнителя) должен соответствовать установленному. Другими словами, если магазин в связи какими-либо обстоятельствами (например, с наступлением осеннее – зимнего сезона) изменил режим работы и стал закрываться на час раньше, чем это предусмотрено у него на вывеске, то продавцу необходимо внести соответствующие изменения.

2) информацию, размещаемую в любом другом доступном для потребителя месте: о виде деятельности продавца (изготовителя); о государственной регистрации и постановке на учет в налоговые органы; сведения постановке на специальный учет продавца в органах пробирного надзора.

Продавец также обязан контролировать, чтобы все документы, представленные для ознакомления потребителям, были действующими. Поэтому если изменились данные о регистрации или произошли иные изменения необходимо позаботиться о своевременном обновлении информации, размещенной на стенде.

Информацию для потребителя как правило размещают на специальном стенде – так называемом «уголке потребителя». Требований к «уголку потребителя» закон не содержит, однако в Правилах продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55) указывается на то, что такой «уголок потребителя» должен располагаться в удобных для ознакомления покупателем местах.

Помимо вышеназванных сведений потребителю также необходимо предоставить для ознакомления Правила продажи отдельных видов товаров, Закон РФ «О защите прав потребителей», образцы государственных пробирных клейм, реквизиты территориального органа министерства финансов (адрес и телефоны), реквизиты государственной инспекции пробирного надзора (адрес и телефоны), ну и разумеется книгу отзывов и предложений.

Согласно пункту 8 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан иметь «Книгу отзывов и предложений», которая предоставляется покупателю по его требованию. Из этого следует, что такая книга должна быть у каждого продавца, но храниться она может в любом ином, недоступном для потребителей месте и выдаваться только по их требованию.

Самое наверно главная обязанность продавца достоверно и в полном объеме донести до потребителя – информация о товаре.  Подробный перечень информации, входящей в указанный блок содержится в статье 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также в Правилах продажи отдельных видов товаров.

Данная информация доводится до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам на ярлыках (бирках).  Бирка (ярлык) — это паспорт изделия, содержащий всю необходимую для потребителя информацию.

В первую очередь необходимо обратить на внешний вид ярлыка. Он должен быть изготовлен из белой плотной бумаги и иметь отверстие для пропуска бесцветной нити, соединяющей бирку с ювелирным изделием. Бирка должна быть также опломбирована. При этом пломба обязательно должна иметь четкий оттиск предприятия-изготовителя. 

Перечень реквизитов на ярлыке ювелирного изделия регламентируется Отраслевым стандартом (ОСТ 117-3-002-95).

К информации, которая должна содержаться на ярлыке изделия, относится:

  1. наименование и юридический адрес предприятия-изготовителя;
  2. наименование и артикул изделия;
  3. наименование и проба драгоценного металла;
  4. масса изделия в граммах, цена за грамм, общая стоимость изделия;
  5. размер изделия;
  6. наименование материала вставки и её подробная характеристика;
  7. обозначение отраслевого стандарта (ОСТ 117-3-002-95);
  8. штамп ОТК.

При указании цены (стоимости) товара необходимо также учитывать и соблюдать требования, установленные Правилами продажи отдельных видов товаров, в соответствии с которыми продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, а также даты оформления ценника. 

На самом ювелирном изделии обязательно должны присутствовать два оттиска (клейма) - оттиск именника предприятия-изготовителя, зарегистрированный в государственной инспекции пробирного надзора Российской Государственной пробирной палаты, а также государственное клеймо в соответствии с правилами клеймения изделий из драгоценных металлов, утвержденных Министерством Финансов Российской Федерации.

Если изделие импортного производства, то именник предприятия-изготовителя может отсутствовать, но клеймо Российской Государственной пробирной палаты установленного образца должно присутствовать обязательно. Клеймо может не проставляться только на ювелирных изделиях из серебра российского производства весом до 3 грамм, в остальных случаях отсутствие клейма говорит о нарушении продавцом  действующего законодательства.Наличие оттиска производителя гарантирует не только соответствие пробе, но и высокое качество ювелирной работы. Поэтому продавец по требованию потребителя должен показать с помощью увеличительного стекла оттиски клейм на приглянувшемся ювелирном изделии.

Также покупатель вправе требовать у продавца взвесить понравившееся ювелирное изделие (на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 грамма).

Потребитель может обратить внимание на действие продавца в случае, когда требуется проверка массы изделия и соответственно снятие ярлыка. В указанном случает продавцом должен составляться акт о снятии ярлыка, с последующим указанием номера акта на ярлыке - дубликате магазина. При этом ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.

Вместе с кассовым чеком потребителю выдается товарный чек, которые должны содержать наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, наименование продавца, дату продажи и цену товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара.

Ювелирные изделия относятся к товарам длительного пользования, на которые устанавливается гарантийный срок. При этом потребитель в случае обнаружения существенных недостатков изделия вправе потребовать: заменить товар на аналогичный или другой с перерасчетом цены, отремонтировать изделие за счет продавца, вернуть товар и получить уплаченную за него сумму. Данное право распространяется только на изделия ненадлежащего качества. При этом потребителю важно помнить о том, что гарантийным случаем не является: деформация и нарушение целостности конструкции вследствие физического воздействия; изменение цвета изделия вследствие воздействия на него химических и косметических средств; разбитые вставки.

В случае же если потребитель решил возвратить или обменять изделие надлежащего качества как не подошедшее по фасону, размеру и прочее, данное требование подлежит отказу со стороны продавца, поскольку ювелирные изделия надлежащего качества возврату и обмену не подлежат (Правила продажи отдельных видов товаров).

Соблюдая эти небольшие правила, потребитель сможет приобрести ювелирное изделие, которое будет долгое время его радовать, а продавец – без существенных замечаний проходить проверки контролирующих органов.


 

Яндекс.Метрика